Вернуться к Программа

8. Демократические задачи пролетарской революции

8.1. Общедемократические ценности

В борьбе против феодализма, а затем в противостоянии с коммунистическим движением и реальным социализмом буржуазия провозглашает множество прав и свобод, реализация которых оказывается невозможной в рамках строя. Поэтому права и свободы либо остаются на бумаге, либо превращаются в абсурдные формы осуществления прав меньшинств. В любом случае они игнорируют реальные интересы трудящегося большинства.

Однако, движение к коммунизму однозначно требует разрешения общечеловеческих задач, то есть полного завершения демократической революции как в странах, отставших от капиталистического развития, так и в тех, которые доросли до империалистического господства и в связи с этим вернули многие старые реакционные проблемы в свою социальную и политическую систему.

Это определяет программу-минимум коммунистов-большевиков.

8.2. Семья и женский вопрос

Разделение труда между мужчиной и женщиной наиболее древний фактор, определивший дальнейшее развитие человека и возникшие впоследствии неравенство между людьми, угнетение и эксплуатацию человека человеком.

Когда промышленность отделилась от общины и домашнего производства, когда вместе с частной собственностью сформировалась патриархальная семья, возникли экономические условия для эксплуатации и угнетения женщин.

Но в эпоху докапиталистических способов производства противоречие между господствующими мужчинами и ведущими домашнее хозяйство женщинами не являлось острым. Оно было, но сглаживались равноценностью задач производства жизни в семье женщиной и производства средств для жизни мужчиной. Конечно, угнетение развития женщины было сильным и жёстким, но оно укладывалось в традиционные представления и почти не вызывало протеста.

Капитализм привел женщин и детей к станку, на конвейер и даже на войну. Участие женщин в производстве средств для жизни стало равноценным мужскому, но это не освободило их от домашней работы и первоначально не давало им никаких политических прав и прав собственности. Именно это вызвало мощное феминистическое движение, которое вместе с демократическим и пролетарским добилось прав собственности для женщин и вместе с ними установило в большей части развитых стран равное избирательное право.

Однако капитализм не может преодолеть общественное разделение труда, связанное с буржуазной частной собственностью, поэтому сохраняется роль семьи как экономической ячейки общества. А, следовательно, сохраняется противоположность ее членов, которое всячески пытаются затушевать либеральным законодательством. В этой противоположности чаще всего проигрывают женщины, которые в большинстве случаев следуют традиции и берут на себя домашнюю работу и воспитание детей, что уменьшает их возможности в экономической и политической конкуренции.

Членов семьи закабаляет имущество — жилье, автомобиль, вещи, а также домашний труд, который при капитализме у большинства трудящихся остается неизменно долгим и трудным. Это искажает их человеческие отношения, часто ставит одного из членов семьи в зависимость от другого, что порождает насилие, разводы, угнетение. Неполные семьи тоже страдают и впадают еще в большую зависимость от обстоятельств и капиталистической эксплуатации. Таким образом, уже сам капитализм порождает кризис семьи, убивает любовь и отношения.

Буржуазный феминизм подменяет борьбу за действительное освобождение женщин крайностями и глупостями, противопоставляет всех женщин всем мужчинам, поддерживает уничтожение человеческих отношений, бездетность и т.д. Очень часто общество отвлекают на поддержку сексуальных меньшинств, на их рекламу, вместо того, чтобы сделать интимную человеческую жизнь незаметной и действительно личной. Противостояние выталкивается из области классовой борьбы и находит способ для разрушения пролетарского единства. Нужно понимать, что есть женщины труженицы, пролетарки, а есть те, которые принадлежат к классу буржуазии или обслуживают его интересы.

Безопасность, свобода от угнетения, социальная и экономическая активность женщин может быть обеспечена только материальными условиями, которые создаёт коммунизм уже на первой фазе. Это обеспечение жильем, создание сети яслей и детских садов, бесплатных школ и групп продлённого дня в них, частичное взятие функции воспитания детей обществом, производственные столовые, дома быта, прачечные и т.д.

Безусловно, все эти действия должны быть подкреплены политическим воспитанием, прежде всего, рабочих, но, конечно, и тех активисток, которые уже начали борьбу за права женщин.

При полном коммунизме экономическая функция семьи, то есть домохозяйства, отомрет и переместится в коммуну. И именно это очистит отношения мужчины и женщины от косвенных факторов, возвысит любовь, дружбу, сострадание, взаимопомощь.

Безусловно, мы ведём борьбу за женские права и при капитализме, понимая, как он искажает существо вопроса, показывая ограничения данного строя.

8.3. Экология. Человечество и природа

Человечество вышло из природы и определенным образом противостоит ей трудом. Человек может воспроизводить жизнь, только производя средства для жизни, то есть преобразуя вещество природы. Это становится заметной проблемой при фабричном производстве, то есть при капитализме.

Поэтому экологическое движение возникает вместе с капитализмом, выражая его задачу, которая, однако, при буржуазном строе не может быть разрешена. Главным препятствием оказывается буржуазная частная собственность и порождаемые ею эгоистические интересы капиталистов и их государств.

Производство уже достигло такого уровня, что может обеспечивать механизмы и средства защиты и воспроизведения экологических ниш, но эти механизмы и средства могут быть использованы только за счет уменьшения прибыли. И на это буржуазия не идёт, хотя и прикрывается доводами о социальной ответственности производителей и различными попытками экологического законодательства.

При империализме искренний зеленый протест используется для недобросовестной конкуренции, ослабления зависимых стран, разорения малых форм бизнеса и т.д.

Коммунизм, используя и развивая современные достижения науки и техники, соединенные с планомерным хозяйством и гармоничным размещением производства, способен сначала ослабить давление на природу, а в дальнейшем найти оптимальные формы развития и роста человечества.

8.4. Общественное самоуправление

Государство возникло на обломках племенного самоуправления, оно возникло как аппарат насилия правящего класса и всегда противоречило всем формам самоуправления, которые возникали в его рамках.

Когда буржуазные революции провозгласили свободу, равенство, братство, они попытались противопоставить феодальным монархиям представительную демократию, форму при которой различные отряды буржуазии оспаривают перед народом право на управление на определенный срок. Кажется справедливым, что партии, получившие большинство голосов, определяют социальную, внешнюю и экономическую политику государства. Но сразу становится очевидным, что условия представительства определяются административным ресурсом и денежными мешками, то есть представительная демократия остается властью меньшинства и диктатурой буржуазии.

Таким образом, диктатура пролетариата, в том числе известная ее форма — советы, имеет более демократическое содержание. Мы уже показали в предыдущих главах, что советы являются и государственной, и общественной организацией, что они управляют не от имени узкой группы людей, а от имени большинства, вовлекая в процессе становления это трудящееся большинство в свою деятельность, обучая и передавая властные функции этому большинству.

Этот процесс при переходе к полному коммунизму завершается отмиранием государства, советы перестают быть диктатурой и становятся общественным самоуправлением, но демократией, то есть государством это самоуправление уже нельзя назвать, потому что исчезает необходимость подавления классов. Классы отмирают.

Принято считать, что буржуазная демократия подготавливает рабочий класс и его организации к государственному управлению и политической жизни. В какой-то мере это действительно так. Буржуазия не может править без поддержки народа, различные отряды буржуазии так или иначе прибегают к услугам рабочего класса, вовлекая его в свою борьбу. Но империализм внес в этот процесс свои коррективы. Демократия, как таковая, осталась в прошлом и выглядит беспомощным атавизмом и в господствующих странах, и в зависимых. Она опиралась на широкую сеть частных собственников малых и средних капиталистических предприятий, но при господстве монополий, ТНК, финансовых групп демократия становится полной фикцией и ее еще откровенней подменяют автократические режимы и непосредственное административное управление, торжество бюрократии.

Можно думать, что установление более широкой демократии в интересах пролетариата, что он вместе с мелкой и средней буржуазией должен бороться за ее возвращение. Однако это движение назад, против общей тенденции укрупнения и централизации, которые необходимы и для будущего социализма.

В наши дни пролетариату необходимо отделиться от демократического движения, выступать как самостоятельная сила и участвовать только в таких движениях, которые непосредственно приближают социалистическую революцию. Другой уже не будет.

Бесспорно, мы будем бороться за бо’льшую свободу слова, за лучший трудовой кодекс, за уменьшение рабочего дня, за уменьшение полицейского давления, но не намерены складывать голову за мелкие интересы мелких господ или за национальные интересы крупных. Главный лозунг — принципиальность и последовательность.

8.5. Война и национальный вопрос

Нация — продукт буржуазного развития. Это не только этническое и языковое объединение людей, но, прежде всего, — экономическое. Напомним, что исторически мы имели два способа создания наций:

1) Объединение множества племен и народностей вокруг наиболее сильного города, осуществляющего сначала абсолютную монархию, затем буржуазную революцию. Так было во Франции, Англии, Германии.

2) Созревание нации внутри большого колониального государства и ее борьба за освобождение от метрополии. Классические примеры — Нидерланды и США.

Коммунистическое будущее будет стирать границы между народами, построенные национальной буржуазией. Поэтому коммунисты-большевики — интернационалисты.

Однако нужно различать интернационализм и космополитизм.

Интернационализм — принцип, признающий права каждого народа на свободу, право на самоопределение на своей земле и мирное сожительство всех народов, отказ от искусственного разделения народов. Пролетарский интернационализм предполагает объединение усилий народов на основе единства классовых интересов пролетариата. Пролетарский интернационализм принимается коммунистами в качестве решения вопроса национального угнетения.

Космополитизм — буржуазная идеология, не признающая права отдельных наций на самоопределение и считающая необходимым насильственное поглощение других наций с целью создания безнационального общества.

В то же время историческая практика показала, что формирующиеся нации должны пройти свой путь до конца. Прыгнуть в коммунизм из состояния племенной раздробленности довольно трудно. Желательно, чтобы нация прошла путь исторического развития самостоятельно, особенно, если она формируется под гнетом другой нации. Поэтому мы выступаем за самоопределение наций вплоть до отделения и создания собственного государства.

Противоречие между интернационализмом и правом нации на самоопределение снимается позицией большевиков. Коммунисты-большевики угнетающей нации должны выступать за освобождение угнетенных наций, а коммунисты-большевики угнетенной нации должны выступать за воссоединение. По этому принципу строился СССР.

Разрушение колониальной системы и развитие неоколониальных форм зависимости показывает, что создание самостоятельных государств в результате распада империй при сохранении буржуазного строя приводит лишь к формальной независимости. Африку делят США и Китай. Украина, Грузия, Прибалтика и другие страны возникшие после распада СССР попали в зависимость к США и Европе. При этом нарастающий кризис и очередной завершившийся передел мира толкают Россию и Китай к новой войне против империалистов Запада, то есть к переделу постсоветского пространства и империалистическим войнам.

Окончательное освобождение народов возможно лишь при социалистической революции, которая позволит осуществить тесный союз между странами, строящими коммунизм и сформировать блок против империализма. В этой ситуации мы поддерживаем лишь те освободительные войны, в которых основу движения составляют трудящиеся, способные довести освобождение до социализма, и однозначно выступаем против империалистической войны, которая вместо освобождения несет только страдания трудящимся массам и усиление диктатуры финансового капитала вплоть до фашизма.

Однако, мы понимаем, что остановить империалистическую войну может только победа над империализмом, что требует долгих и трудных усилий всех народов мира, восстановление интернационального рабочего движения, создание твердых контактов между рабочими коммунистами всех стран.

Стремясь к достижению своих ближайших целей, коммунисты-большевики поддерживают всякое революционное коммунистическое движение, направленное против существующего общественного и политического порядка; решительно отвергая в то же время все те реформаторские проекты, которые связаны с каким бы то ни было расширением или упрочением полицейско-чиновничьей опеки над трудящимися классами.

Коммунисты-большевики твердо убеждены в том, что полное, последовательное и прочное осуществление указанных политических и социальных преобразований достижимо лишь путем низвержения буржуазного государства и установления диктатуры пролетариата, предпочтительно в форме советской власти, воссозданной на принципах демократического централизма снизу доверху.

Содержание || Вперед

Постоянная ссылка на это сообщение: https://mlpb.ru/programma/demokraticheskie-zadachi-proletarskoj-revolyucii/