Не так давно ознакомился со статьёй наших товарищей, претендующих на научное обоснование современного рабочего движения и альтернативного пути развития в простом, незатейливом изложении (публикация от 21 ноября 2023г. Рабочие комитеты вместо профсоюзов).
Сомнений нет в том, что капиталистическое общество имеющее в своей основе производство, ориентированное на товарно-денежный обмен, порождает соответствующие отношения, проявляющиеся в итоге в классовом противоречии между буржуазией и пролетариатом. Сама по себе объективная сторона таковых противоречий есть отношения собственности на средства производства как на основу человеческого существования.
Класс буржуазии в силу исторического развития взявший в свои руки политическую власть по средствам которой господствует над всем общественным производством и класс пролетариат, который по этой причине лишён собственности на средства производства, вынужден продавать свою рабочую силу за деньги и потому не может распоряжаться результатами своего труда.
Одни имущие — другие неимущие, первые господа — вторые наёмные рабы. При всём при этом буржуазная власть основана на юридическом признании равенства перед законом, а по существу сами эти законы основаны на классовых интересах имущих — сохранения их правящего и экономического положения в обществе.
На заре развития капитализма пролетарский класс, ведомый буржуазией выступал за всеобщее освобождение от феодального гнёта, но по итогам такой борьбы оставался в своём угнетённом и бесправном положении уже при господстве третьего сословия.
Новое бурно развивающееся машинное производство рождало всё большие общественные потребности, а с ними и большую борьбу за рынок между буржуазией, что усиливало эксплуатацию пролетариата.
Пролетариат в пору буржуазных революций и в силу производственной необходимости организованного коллективного труда на крупных индустриальных производствах, при условиях усиливающейся эксплуатации и капиталистических кризисов, несущих удешевление рабочей силы, безработицу, а с ними обнищание и смерть вынужден был организовываться для борьбы за улучшения условий своего существования.
От чартистов и до тред-юнионистов, от профсоюзов до советов и рабочей красной гвардии — путь смены форм, методов и сущности борьбы пролетариата за своё экономическое положение, а позже и политическую власть.
Товарищи в своей статье не учитывают условия, в зависимости от которых пролетарский класс, может выступать, не смотря на свою объективную противоположность к классу капиталистов как поддерживающий реакционные, так и революционные тенденции в буржуазном обществе. В процессе капиталистического производства пролетариат воспроизводит сам себя и вместе с тем буржуазию.
Реакционная тенденция пролетариата в буржуазном обществе — путь избавления от своего нищенского, бесправного положения через индивидуальное обогащение в виде заработка денег в целях накопления капитала — стать буржуа. Каждый раз в погоне за длинным рублём пролетариат в своём стремлении тем самым обогащает буржуазию.
Капиталисты как класс гегемон в своей культурной и идеологической риторике культивируют этот самый путь индивидуального успеха создавая иллюзию равенства возможностей для преодоления угнетения и нищеты и не предлагая никакого иного который мог бы затронуть положение буржуазии.
Такой путь для пролетариата как класса тупиковый, ибо доступен для единиц (как исключение) а не для трудящегося большинства.
Таким образом в условиях товарного производства пролетариат стихийно стремиться к улучшению в первую очередь своего материального благосостояния, и стихийно ведёт ту самую экономическую борьбу.
В этой борьбе за своё выживание пролетариат создаёт соответствующие объединения как правило это профсоюзы на производствах, коммунальные организации (организации, связанные с решением вопросов общежития, индивидуальной собственности) по месту жительства, иные общественные в том числе и социальные правозащитные организации.
Товарищи уже с заголовка своей статьи сравнивают организацию, направленную на экономическую борьбу в условиях буржуазного строя, с организацией, направленной на политическую борьбу с капиталом, которая возможна только в условиях революционной ситуации.
Несомненно, история общественного развития показала, что у пролетариата есть ещё один путь преодоления своего угнетения — путь уничтожения классовых различий.
Способность к сплочению для решения общего интереса, а также и объективное стремление к изменению своего положения (не быть бедным — быть богатым, иметь свободное время, пользоваться всеми благами и прочее) делает пролетариат революционным классом, но только при условии политической организации, под руководством которой он сможет сознательно вести борьбу за власть.
Политическая партия как форма политической борьбы плод буржуазного общества. Буржуазия использует политическую партию как инструмент в борьбе между капиталистами за государственную власть как за силу, обеспечивающую неприкосновенность частной собственности, угнетения трудящихся и инструмент установления монополии на рынках сбыта.
При помощи государственной власти капиталисты управляют всеми общественными институтами в том числе и через общественные организации, создаваемые пролетариатом.
Подкупая наиболее передовых рабочих, через интеллигенцию и политические партии буржуазия ведёт пролетариат в направлении выгодном для сохранения её господства в обществе. Буржуазная пропаганда и культурные установки ставят пролетарский класс на позиции буржуазии.
Революционные события 20 века, отражённые в трудах классиков, оставили неизгладимый след в мировом сообществе. Завоевание социалистических революций сильно повлияли на улучшение положения пролетариата и доказали его способность к управлению производством на более прогрессивных социалистических принципах.
Социалистическая революция показала, что к новым общественным отношениям возможно прийти только путём взятия пролетариатом политической власти под руководством своего передового отряда коммунистической партии. Сама по себе пролетарская партия без авторитета у трудящегося большинства, особенно активной его части не сможет взять политическую власть. Большевики не смогли бы руководить массами, не опираясь на различные формы рабочих организаций. Завоевание авторитета и руководящей роли в имеющихся формах классовых объединений таких как профсоюзы, стачечные — забастовочные комитеты, советы использовались коммунистами в революциях для достижения политических целей.
В период буржуазной реакции все общественные не партийные пролетарские организации так или иначе идут в фарватере буржуазного политического процесса и потому не мудрён вывод товарищей о реакционности в том числе и профсоюзных организаций.
Вспышки активных выступлений тех или иных организаций заканчиваются либо вооружённым, силовым разгоном, «покупкой» или устранением лидеров этих объединений, либо незначительными экономическими «плюшками», которые спустя время опять отбирают.
Однако в таких организациях и это надо признать состоят не только одни социальные иждивенцы, пришедшие для того что бы «иметь плюшки», но и люди способные к организаторской деятельности, ищущие выходы из своего положения пусть даже и буржуазными методами.
Других не партийных классовых организаций при господстве реакции капитала нет, как и класс пролетариат может быть революционным классом только при определённых условиях, что, однако не является поводом отказа от работы с той его частью которая уже определённым образом организована.
Товарищи предлагают создавать рабочие комитеты признавая не непригодность профсоюзов в современных условиях, но при этом возникает вопрос из кого они собираются формировать рабочие комитеты? Каким образом эти рабочие комитеты будут воздействовать на пролетарское большинство в целом?
Более того способность пролетарской массы к объединению для достижения своих целей объективна и сужать организацию рабочих только до профсоюза крайне безграмотно, так же как подменять профсоюзное объединение политическим.
Говоря о субъективном факторе, а именно о партии пролетариата, как о сознательной и революционной части, призванной руководить трудящимися в достижении их коренных интересов, стоит отметить, что главным своим противником такая сила должна видеть классовое объединение буржуазии и выбивать у него из рук орудия такие как общественные организации пролетариата.
Хороши коммунисты без боя готовые оставить профсоюзы как, впрочем, и другие непартийные общественные объединения от профсоюза до военно-спортивного кружка на милость буржуазии. Отказаться уже от готовых рабочих организаций, в которых можно приобрести опыт организационной работы, ведения пропаганды, пополнения партийного резерва, завоевания руководящей роли и авторитета среди рабочего класса.
Вместо этого начать воплощать мечты на пустом месте, водрузить красивый флаг «рабочих комитетов» и остаться в гордом одиночестве с ясным взором и чистыми помыслами о будущей революции – утопия в постмодернистских перфоменсах только на это и похоже.
Это, однако не значит, что коммунистам надо встать только на позицию так называемого тред-юнионизма и отказаться от проведения в массы политической повестки, это значит, что все формы рабочей организации необходимо использовать для достижения политической сознательности, укрепления позиций коммунистов в рабочей среде.
Непартийные общественные организации есть те самые рычаги и приводы, через которые партия должна наладить руководство классом, привести пролетариат к осознанию своего коренного интереса, к пути его осуществления.
Товарищи в своей статье почему-то отрывают экономическую борьбу от политической, тогда как одна без другой просто не мыслима, экономические отношения обуславливают политические, однако пролетариям как видно из повествования предлагается бесплотный дух революции – высшей цели ради цели, а его тело как достижения благ путём коренного переворота в общественном производстве, так же как осознания необходимости таких изменений не предлагается.
Забывают товарищи, что пролетарий остаётся пролетарием пока является неимущим, а имущим он становиться только тогда, когда классы уничтожаются, когда экономический интерес большинства удовлетворён равенством в доступности ко всем общественным благам.
Такие заблуждения в коммунистическом движении явление не новое и отражено неоднократно в произведениях Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, обусловлены они слабой теоретической подготовкой коммунистов, оторванностью от практической работы в массовых не политических рабочих объединениях и как правило объясняются интеллигентской позицией «стоять над схваткой», из чего собственно и рождаются в параллельных реальностях рабочие комитеты без рабочих, но в которые они почему то должны прийти и обязательно поддержать.
Задача коммунистов заключена в соединении идеи освобождения общества от эксплуатации с рабочим движением и где как не в организациях, объединяющих пролетариат такой работой ещё в данный исторический период заниматься?! Вопрос авторам…
Признаю, что на особые теоретические заслуги в области Марксизма-Ленинизма не претендую и опираюсь на свой пока ещё небольшой практический опыт работы в общественных не политических объединениях и скудные поверхностные политические знания.
Алекс Антифашист
1 комментарий
Интересно Казань. Однако не согласен с выводами автора данной статьи о товарищах написавших ту статью и о той статье целом. В статье Рабочие комитеты вместо Профсоюзов не говорится о том, что использовать профсоюзы как средство борьбы не надо или о том, что это вредно для рабочего движения, да и заглавие -это прием журналистско-литературный, противоставляющий профсоюзы комитетом и не более. Поэтому отношение и выводы товарища написавшего эту статью считаю более чем надуманными и во всяком случае не правильно понятыми. В статье о о комитетах и профсоюзах, на которую ссылается автор этой статьи, ничего не говорится о ненадобности использовать профсоюзы в целом, там говорится, что пора уже работать над рабочими комитетами и прививать рабочим не только желание бороться за свои экономические права, но и начать уже превращаться в пролетарский передовой клас с политическими правами, но не в отрыве от экономических ! Да и о какой революции и комитетах в непосредственно революционный период говорит автор этой статьи-критике на первую? Чтобы революция произошла нужен организованный пролетариат, а организовывать его нужно уже сейчас, а не во время революции! А готовить комитеты нужно именно через профсоюзы или прямого общения с рабочими. Это не секундный а длительный процесс и готовить его нужно сейчас. Лишь особое отношение товарища-критика к профсоюзам, один из которых он действительно поднял и защищал как родное детище, оправдывает и дух и критику по отношению к первой статье. На этом я и закончу товарищи критику этой.