Трагедия мелкобуржуазного «социализма» в Израиле

Товарищи, много недель в Израиле продолжаются попытки избранной в буржуазно-демократической системе коалиции совершить государственный переворот, много недель продолжаются протесты, нарастающие и не думающие стихать.

Протесты являются массовыми и проходят во многих городах. Город Тель-Авив, фактически светская и экономическая вторая столица, является центром, в котором протесты собирают наибольшее количество людей. По оценкам 12 канала, только в Тель-Авиве количество протестующих достигло 160 000 человек. В гораздо более религиозном Иерусалиме протесты собирают значительно меньше людей, но и здесь регулярно собираются тысячи. 20-тысячный митинг возле резиденции президента страны в Иерусалиме стал крайне неожиданным для города. Протесты в Иерусалиме я посещаю лично. Я не знаю иврит, и пока что не представляю, на что агитировать, но знакомые помогают переводить, и я слушаю людей.

Протестующие понимают, что избранная в буржуазно-демократической системе Израиля коалиция не является коалицией сплошь «правых». Эта коалиция не построена политически на правой идеологии. Она построена политически, с одной стороны, на личной преданности её главных действующих лиц Нетаниягу, и с другой стороны, вокруг использования провозглашаемых различными идеологиями интересов в качестве предлога для личной преданности этих главных действующих лиц Нетаниягу. Среди провозглашаемых и используемых идеологий виднее всего политический ультраортодоксальный иудаизм. Я выделю, что политический, поскольку глубоким пониманием иудаизма, как религии эти политические ультраортодоксы на деле не отличаются.

Правящая партия Нетаниягу, «Ликуд», по сути, не отстаивает никакой определённой идеологии, лишь «бибиизм» — поддержку Нетаниягу, формальное составление партии, которая будет выдвигать лояльных Нетаньягу, и создание в этой партии такой бюрократической системы, которая бы делала невозможным любое изменение положения вещей изнутри. На последних выборах «Ликуд» имел наименее детальную предвыборную программу. По сути, он ничего конкретного не предлагал избирателям, кроме популизма о снижения цен, повышения безопасности и противодействия Ирану. Избирателям не говорилось ничего о главном «пункте» программы Нетаньягу — государственном перевороте под названием «юридическая реформа».

Гораздо важнее, чем программа партии, были предстоящие коалиционные соглашения. Фактически, это была непредставленная избирателям настоящая программа. В них включены пункты и про «юридическую реформу», и про отмену пункта «о внуках» в законе «о возвращении», и о государственном финансировании религиозных иешив. Всё это было в программах ультраортодоксальных партий, воспринимавшихся как маргинальные и не определяющие политику Израиля.

Некоторым было видно ещё за месяцы до выборов, что фактически Нетаньягу во время своей деятельности в оппозиции сделал единую «партию Биби», которая противостоит многим, ничем не объединённым партиям «против Биби». Юридическая фикция здесь налицо: фактически одна партия со строгой дисциплиной притворяется несколькими партиями, из которых самая крупная партия не декларирует ничего определённого, а задачи партии в целом преподносятся избирателям как интересы меньших партий. Итого, взлом буржуазно-демократической системы изнутри одним капиталистом из многих. Именно таким способом в этой буржуазно-демократической системе Нетаньягу формально победил. Его блок набрал математическое большинство, но избиратели не голосовали за политику, продвигаемую ныне этим блоком.

***

Теперь поговорим об интересах избирателей, о том,  какие среди них есть группы и что они поддерживают или поддерживали перед выборами.

На фоне лозунгов, происходящих сейчас событий, совершенно за кадром остаётся, что подлинные интересы, вообще-то, не политические, а экономические. Среди населения Израиля есть очень обширная группа людей, не участвующих ни в каком производстве, но получающих достаточно денег для жизни «на халяву» просто за то, что… изучают Тору. На поддержку именно этой мелкобуржуазной группы населения и рассчитывают более всего политические ультраортодоксы. И эта мелкобуржуазная группа населения из года в год растёт в числе, потому что семьи ультраортдоксов усиленно производят ультраортодоксов всеми доступными методами — и физической изоляцией, и информационным доктринерством, и многочисленными запретами.

Разумеется, что эта мелкобуржуазная группа населения выступает, в первую очередь, за то, чтобы и дальше получать финансирование из бюджета на халяву, и, так как эта группа населения занимается самовоспроизводством, со временем это финансирование должно становиться всё больше. Эти интересы мелкобуружазного ультраортодоксального сословия хорошо учтены были в  политически ультраотодоксальных партиях «победившей» коалиции.

Интересы мелких буржуа в нынешнем Израиле в глубоком противоречии столкнулись с интересами крупного капитала. Совокупная группа мелких буржуа столь многочисленна, что несёт угрозу господству нынешнего крупного капитала, угрозу насильственного перераспределения богатства. Со стороны нынешнего протеста — большинство светских израилитян страны. Среди них и работающие пролетарии, и поддержка протеста крупным капиталом Израиля.

Но и среди тех, кто голосовали за пришедшую к власти коалицию «за Биби», и среди тех, кто ныне выходят на протесты (и даже одни и те же люди могли быть и среди голосовавших, и ныне находятся среди протестующих) есть пролетарии. Что пролетарии забыли в Биби, и что пролетарии нашли в протесте?

Я выскажу пока что сугубо личную точку зрения, сформироваванную без подтверждения глубоко изученными фактами, поскольку изучить их не было пока что возможности. В будущем, если я найду ошибку, постараюсь эту точку зрения скорректировать.

Дело в том, что пролетарии Израиля ощущают себя так, как будто бы находятся в положении, типичном для пролетариата травмированной социалистической страны, как будто бы «всего лишь» каких-то пару-пятёрку десятилетий назад сбитой с пути буржуазными реформами… Как будто здесь был когда-то сталинский СССР, а затем хрущёвские ревизионисты повернули страну к контрреволюции, но ещё не случилась Перестройка. Возможно, на такое положение вещей влияет приезд в Израиль некогда огромного количества бежавших из СССР и бывшего СССР. Тем не менее, в сознании местного пролетариата огромный запрос на социализм, но знание о нём поверхностное, примерно на том уровне, который был втиснут в позднесоветский период в СССР в голову даже тому, кто особо не желал иметь ничего общего с коммунистической идеологией. Этот запрос на социализм упрощённый, неграмотный, но всё, что похоже на социалистическое, в нём воспринимается справедливым.

Почему-то этот запрос на социализм преступно переплёлся в представлении местного пролетариата как подачки от государства, в том числе, ничего плохого израилитяне не видят и в подачках мелким религиозным предпринимателям, организующим так называемые иешивы. Это представление распространено среди большого количества, сочувствующего нынешним «реформаторам» населения, даже если сами они не ультраортодоксы.

«Реформаторы» же, как повелось, обещают оказать щедрую помощь государственными подачками таким мелким предпринимателям в прибыльном деле  по религиозному образованию ультраортодоксальных мозгов, которых здесь и развилось на благодатной почве огромное множество.

Собственно, удивительнее всего в этом процессе то, что при всём самом извращённом понимании социализма из всех возможных, здесь, при возможности, цитируют… Владимира Ленина. Таким примером для меня был врач в ортодоксальном районе, цитировавший «Государство и революцию». По его словам, учить заставляли. Но и на самом высоком уровне… Президент Израиля — Ицхак Герцог, — недавно цитировал Карла Маркса во всеуслышание, дескать «не догма, а руководство к действию». Правда, без указания авторства и источника, но я как изучавший марксизм человек, не могу не узнать.

Можно лишь с прискорбием добавить, что популизм, на такого рода,  извращённом понимании социализма даже не скрывает своих намерений произвести в Израиле… это правда, действительно, серьёзно именно таким термином оперируют, я видел сам в распространяемых в моём районе безоплатно брошюрах «Голос Машиаха»… Перестройку. И даже евреев, родившихся в СССР, но придерживающихся религиозных взглядов, это нисколько не смущает поддерживать, в святой вере, что путём господдержки мелких предпринимателей сферы религиозного образования Король Биби (не иначе как сам воплощённый Машиах!) воцарится и даст всем им справедливость, которой они так долго ждали.

Для меня более всего поразительно свидетельствовать религиозную картину… Я уже свыкся с мыслью, что при советских ревизионистах, в СССР изобрели атеистическую веру в Бога, имя которому «нет», зато он может заряжать стаканы с водой через телевизор. Но здесь поразительная картина, местные «верующие» ультраортодоксы изобрели для себя «нет», имя которому Бог. Под видом религиозного образования в иешивах по сути преподаётся марксизм-ленинизм-КПССизм самого ревизионисткого разлива, пропагандирующий господдержку мелких предпринимателей и слепую лояльность лидерам партии, правда, не одной партии, а нескольким разным. Но это ещё умеренные взгляды.

Более радикальная часть ультраортодоксов вообще считает, что этот изобратённый ультраортодоксами «Бог», по их мнению, должен был сам строить Израиль, а человек не должен был. Этот «Бог», по их мнению, должен защищать их страну, а человек не должен.

Это недоразумение, что не должен был, а сделал и защищает, они и хотят исправить. То есть, закрыть такое государство как построенный руками человека Израиль, отменить, ликвидировать его. И армию отменить и ликвидировать. По их мнению, на замену придёт царство Галахи, которым будет править Король Машиах. Вот только что такое в действительности это царство Галахи представления имеют столь же мало, как и чем Король Машиах отличается от Биби Нетаньяху, кроме того, что согласно преданию ездит верхом на осле.

Почему же израильские радикальные ультраортодоксы враждуют с арабским населением Израиля, с палестинцами? Вопрос вовсе не в религиозных верованиях, оказывается. Эта вражда чисто утилитарная. Провоцируют вражду, для того чтобы не своими, а чужими руками разрушить так ненавистное им сионистское образование. Ведь своими руками разрушать опять же Бог не велел, зато провоцировать вражду и желать разрушения никакая заповедь не запрещает.

Верно. Сионисты, светские по своей сути люди, часть из которых когда-то придерживалась, в том числе и левых взглядов, являются в глазах израильских ультраортодоксов смертельными врагами. Для сионистов было важно создание государства Израиль на земле — реального, осязаемого, в который могут вернуться евреи и жить в Иерусалиме. Идеалы сионистов разнились от буржуазного освободительного национализма до либеральной социал-демократии. Идеал же израильских ультраортодоксов можно сравнить, разве что, с крайне извращённой религиозной анархией.

И теперь ультраортодоксы сидят в Кнессете и хотят убрать армию и разрушить Израиль, устроить новую интифаду на территориях и гражданскую войну между Иерусалимом и Тель-Авивом. Сперва они, конечно, хотят уничтожить суд, поскольку он во многом сдерживает баланс сил.

А Биби Нетаньяху сидит весь такой, дескать, умный как Путин, и думает, что, дескать, он всеми воспользуется, чтобы удержаться в кресле премьер-министра и избежать суда, что, дескать, ультраортодоксы за него, но только он совершенно не понимает, что ведёт всё к чёртовой катастрофе.

Нет, я нисколько не сомневаюсь в лояльности лидеров политических ультраортодоксов Нетаньягу. Но в то же время я нисколько не сомневаюсь и в том, что влияние ультраортодоксов на повестку политически ультраортодоксальных партий существенно, и поддержка этого политического блока со стороны огромной группы мелкобуржуазного ультраортодоксального населения сохранится. Но только Нетаньягу не будет от этого «царствовать» надо всеми гражданами Израиля.

Политические ультраортодоксы сделают всё, чтобы максимально ограничить охват этого царства теми, кто лишь в их понимании «евреи», а постольку имеют привилегии присоединиться к мелкобуржуазной группе, живущей за счёт бюджета. Именно к этому предпосылками являются идеи об отмене пункта «о внуках» в законе «о возвращении», в провозглашении Израиля не просто еврейским государством, а государством только для евреев, и введении «определения» слова «еврей» законом. В соглашениях пока что только пункт о внуках фигурирует, но остальное уже распространяется через ультраортодоксальные публикации.

С другой же стороны, крупный капитал Израиля абсолютно не согласен потерять политическое господство, и, скорее, уж пойдёт на то, чтобы позволить ультраотодоксам разрушить свою часть государства, так чтобы валюта бюджетов, с которых ультраортодоксы кормятся и заседают в Кнессете, не будучи больше связана с производительными силами Израиля, потеряла всякую ценность.

Если всё пойдёт по такому сценарию, то это приведёт фактически к разделению Израиля на две части, на государство ультраортодоксов, государство Галахи, которое фактически добровольно выйдет из большинства своих светских граждан, и государство граждан, оставшихся под господством крупного капитала.

Нетаньягу либо не понимает этого, либо его это устраивает. Он возглавляет партию, построенную изначально на идеалах Зеева Жаботинского, партию Менахема Бегина, — сионистов-ревизионистов, совершенно ни в чём не мирившихся с ультраортодоксами своего времени, возражавшими против создания Израиля! — но при этом он добился, что в правительстве теперь нет НИ ОДНОГО сиониста-ревизиониста. Вот итоги бибиизма.

И, свидетельствуя это, я могу сказать одно… Что до меня, наконец, начало доходить, почему именно товарищ Сталин некогда предпочитал, чтобы Государство Изариль на земле было создано хоть кем-то и хоть как-то.

По крайней мере, даже самые буржуазные из сионистов провозглашали интеграцию всех граждан в общественную жизнь и мир с палестинским населением, а не начать братоубийственную войну из-за того, что созданное создал человек, а не «Бог».

Но сегодня за лагерем противостоящих ультраортодоксам практически нет никаких действительных левых. За ныне оппозиционными партиями стоит капитал — где свой, где зарубежный… Для израильского пролетария сегодня выбор и вправду сложный. С одной стороны, обещания псевдосоциалистического «мелкобуржуазного рая» со стороны ультрарелигиозных фанатиков, стремящихся лишь к хаосу во имя первородности «божественного творения», которым так трудно противиться. А с другой стороны, откровенные интересы капитала, отстаиваемые либералами и государственниками разных мастей, и правыми социал-демократами, выступающим за социальную справедливость, но не против частной собственности. Выбор действительно не из лёгких!

И потому на выборах предпочитали спать или выбрать, как казалось, меньшее зло. Но вот теперь, когда во всю идут протесты, можно, тем не менее, отметить, что зашевелились. Поняли, что у них, пролетариев, отнимут всё. Что каждого, кого можно под тем или иным предлогом усилить угнетение, подвергнут усиленному угнетению. И это всё же очень не нравится. Не нравится и ставшая совсем реальной перспектива гражданской войны между условно Иерусалимом и Тель-Авивом.

Организованного коммунистического движения, даже коммунистического подполья в Израиле попросту нет. Одни уверены в том, что сделали всё и так по-коммунистическому (в своём извращённом понимании), а другие не видели необходимости в таком. Мне самому кажутся понятными многие вещи, однако, моя организаторская опытность ‒ вещь, практически, мифическая и не существующая, да и, если бы я знал в точности, «как», пока что этому препятствовало то, что я не знаю языка.

Планирую продолжать участие в событиях, пока что, общением с протестующими, и советоваться с нашими опытными партийными товарищами по поводу построения возможного плана действий.

Протестующие здесь выходят по всей стране с одним главным лозунгом — «де-мо-кра-тия!». Но, по всей видимости, мало понимают, из чего она состоит, и как классово складывается. За демократию какого класса трудящиеся Израиля сегодня ведут протестную борьбу — они вряд ли хорошо знают.

Зато это знает крупный капитал, и знает, как сохранить своё господство.  Религиозные  тоже знают весьма хорошо, знают  и ненавидят.

Павел Перандор

Постоянная ссылка на это сообщение: https://mlpb.ru/tragediya-melkoburzhuaznogo-socializma-v-izraile/

3 комментария

1 пинг

  1. писал статью человек с почти полным непониманием происходящего ! со слов тех кто вообще не знает что такое классовая теория Маркса , не знающих принципов капитализма , не знающих о такой простой вещи как — если бы дем. выборы что то решали — их бы отменили ! не знающий что во всех кап. странах одинаковый принцип присутствия в парламенте — однопартийность с псевдопартиями …. и тд и тп …. практически стать надо переписывать от начала и до конца ! привет всем товарищам из млпб кавказцам (горячим парням , от змея (возмутителя спокойствия ) надеюсь меня ещё помнят ))) а то пойдя на поводу у аферистов и просто заблокировав НЕ ЧИТАЯ аргументов …но я то не умер ))) и продолжаю изучать (теорию Маркса) и работать

    1. Александр, а вы что-нибудь слышали про отзовизм? Про осуждение Лениным группы Максимова?

      И соответственно, а что, в Израиле вот прямо сейчас выступила на повестку дня революционная ситуация? Никакого милитаризма, никакой реакции?

      1. тов. админ , про отзовизм не слышал (к сожалению Ленина читал ддддаааалеко не всего , на всего не хватает времени ). а вот про израль конкретно — Вы не знаете НИ ЧЕГО …. тут нет революционной ситуации сегодня , от слова — совсем ! милитаризм в израиле — постоянен и к конкретно сегодняшнему дню — отношение слабое … реакции тоже нет ! есть борьба двух буржуазных клана и не более того . сведите меня с автором статьи — я ему разжую ситуацию , а он тогда опишет …. у меня нет таланта и как говорят близкие- косноязычен и угнаться за моим полетом мысли в тексте- сложно

  1. […] Трагедия мелкобуржуазного «социализма» в Израиле […]

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.