В конце 2022 года в самом центре Казани, планирует появиться «умный квартал», на месте бывшей обувной фабрики «Спартак», просуществовавшей с 1916 по 2017 год.
Для справки: В советское время на данном заводе работало 980 человек, при нем был открыт техникум легкой промышленности, где готовили специалистов кожаной и смежных профессий.
После перестроечного периода завод какое-то время продолжал существовать и даже развиваться, к примеру была своя сеть магазинов, но в 2017 году прекратил свое существование, на смену ему власти города и республики решили найти достойную замену, построить новый ИТ-парк, и даже сохранили каркас старого здания. Задача властей — наполнить исторический центр города мероприятиями в области информационных технологий и самими технологиями. Хотя неподалеку, в шаговой доступности уже имеется не так уж и старый Казанский ИТ-парк на Петербургской, но судя по пустующим там площадям из-за известных событий (СВО от 24.02.2022, когда стремительно покидали страну ИТ специалисты) спросом особым не пользуется, да и аренда очень высокая. Отсюда появляется вопрос: для чего строить новый?
Сама реконструкция старого обувного завода в ИТ-парк, уже началась со сложностей, связанных со сжатыми сроками строительства (предполагалось завершить менее чем за год, а открытие былореконструкция старого обувного завода в ИТ-парк, уже началась со сложностей, связанных со сжатыми сроками строительства (предполагалось завершить менее чем за год, а открытие было запланировано к 1 августа 2022), но запланировано к 1 августа 2022), но в итоге из-за внутренних и организационных проблем (далее — об этом подробней), открытие было приурочено ко дню города, где на вместе с главой республики участвовал премьер министр РФ. Результат — ленточка перерезана, объект почти открыт, представителей власти провели по заранее подготовленным площадям. В итоге все остались довольны, кроме арендаторов, которые до сих пор не могут заехать из-за недостроя.
Подробно об организации строительно-монтажных работ
Генеральный подрядчик, не скупился на размах строительства и согнал на данный объект более 50 подрядных организаций, плюс столько же нелегальных. Итого на объекте прошло через вводный инструктаж более 2000 тыс. чел. Ежедневно на объекте трудилось в три смены около 500-700 человек.
Об охране труда на объекте
Охрана труда изначально была организована таким образом, чтобы не мешать руководству закрывать проблемные моменты, а это: привлечение дешевой и неквалифицированной рабочей силы, зачастую это были рабочие из средней Азии, студенты, несовершеннолетние дети, и социально-неблагополучные люди, привлекавшиеся на временные работы. Текучка кадров была просто невероятная, порой люди по несколько раз увольнялись (если так можно это назвать) и снова устраивались.
Условия труда на объекте оставляли желать лучшее, более того большинство рабочих о ней даже не слышали, так как работать предпочитали в домашней одежде, то есть в шортах, тапочках, сланцах, а для безопасности ограничивались только каской. Вышкомонтажники, выполняющие работы на высоте, монтажный пояс использовали формально, как атрибут красоты, а то его и вообще не было. Также грубые нарушения были и в эксплуатации грузоподъемных механизмов, отсутствии ответственных лиц за безопасное проведение работ, отсутствии ограждения опасных зон, перемещении грузов над людьми, работающими в опасной зоне, в наличии неисправных строп. Грубые нарушения допускались при проведении работ с помощью автовышки, это допущенный к такой работе неквалифицированный персонал, выполнение манипуляций над работающими вышкой людьми.
Работу в электроустановках или с использованием электроинструмента, позволяли себе сотрудники не имеющие допуск по группе электробезопасности и обучения. О мерах безопасности и говорить нечего (спецодежда, специнструменты и т.д). Работа с искрообразующим инструментом УШМ, производилась без дополнительных средств защиты для органов глаз, лица, а также соответствующей спецодежды и средств тушения.
Спецтехника, такая как экскаваторы, погрузчики, самосвалы, работала в опасной зоне, рискуя наехать на работающих рядом людей.
Одним словом, все работы, которые существуют в природе строительно-монтажной отрасли, производились с нарушениями. Правила безопасности каждый понимал на объекте по-своему и как ему удобно. Замечания «делать правильно» игнорировали и шантажировали, что уйдут с объекта.
Результат такого бардака не мог не привести к несчастным случаям на производстве. Со слов работников, на объекте был смертельный НС, связанный с проведением работ на высоте, где по информации мужчина лет 50-ти упал с высоты 4-го этажа, и скончался в больнице. Данный случай тщательно скрывали руководители, и по одной информации, сам Министр цифрового развития РТ лично распорядился о конфиденциальности данной информации, что не мешало бы квалифицировать данный случай как бытовой (не связанный с производством), по причине алкогольного состояния человека.
Также по разговорам рабочих, еженедельно на объекте происходили несчастные случаи с различными степенями тяжести. Никого уже не удивлял рабочие с различными травмами покидающие объект в разными способами (с помощью помощников, носилок, а то и машиной скорой помощи).
Бытовые условия на объекте
Санитарное состояние биотуалетов было настолько в ужасном состоянии, что рабочие предпочитали ими не пользоваться, т. к. в них практически не убирались, а если и убирались то только для грядущей проверки или из-за ужасающегося запаха по всей территории. К решению проблемы с бытовыми отходами Заказчик также подошел творчески, установил в труднодоступном месте огромный 20 кубовый кузов от грузовой машины, который как и биотуалет освобождался лишь перед проверкой, что не решало катастрофическую проблему с бытовым мусором, который был всегда разбросан по всей территории площадки.
Сама территория расположения бытовых площадок с самого начала не отвечала требованиям противопожарной и санитарной безопасности: это отсутствие противопожарного расстояния между вагонами, курение в вагонах. Сами вагоны были установлены как ряд кривых зубов, на глаз, бесконтрольно. Место, предназначенное для курения, скорее служило местом для обеда, потому как у рабочих практически отсутствовали условия и возможность делать это в вагончиках. Из-за отсутствия постоянного электричества (т.к. не был решен вопрос с городом), рабочие подключали генераторы несанкционировано, не соблюдая требования электро безопасности: (оголенные провода, проложенный временный кабель по земле и всюду, скрутки, повышенные нагрузки и т. д.). Подача освещения была дозированной (в обед на 1 час), поэтому сотрудники были вынуждены обедать оперативно. И вообще, к слову, об обеденном перерыве, рабочие были вынуждены это делать в антиусловиях, питались своей едой где придется (на улице у вагона среди груды мусора, на грязном полу с инструментами, на рабочих местах и т. д.). Процедура контроля со стороны Заказчика за бытовым состоянием носила чисто формальный характер, для галочки. Инженер по от Заказчика, посещал бытовой город формально, для видимости, и вместо решения проблем выражал рабочим только сочувствие.
Данная стройка, наглядно показала сегодняшнее отношение руководства к рабочему классу. Видно, что условия труда и быт, не волнует руководителей Компаний, задача получение прибыли.
Такое отношение можно сейчас встретить повсюду, стоит только повнимательней присмотреться к рабочим с которыми мы сталкиваемся на работе, по дороге домой, в магазин и т. д.
Тов. Lenar