О том, что мы на самом деле можем

 

Очень нередко сегодня можно слышать от граждан что-то вроде: «А что мы можем сделать?»; «Мы ничего не решаем!»; «Ничего изменить нельзя!»; «Коммунизм – это хорошая идея, но мы не сможем ее достичь»; «Надо жить тихо, и бог даст, все будет нормально» и пр. и т.п. и т.д.

Что это? Откуда такая покорность и беззубость, откуда в некоторых людях такая ничтожная вялость и уныние?

Рассмотрим этот вопрос. Единственно верно, что общественное бытие определяет общественное сознание. Мы как материалисты должны исходить из того, что условия общественной жизни первичны, а отражение этих объективных условий в нашем сознании вторично. Другими словами, жизнь общества определят то, как люди в этом обществе его воспринимают. Например, опыт восприятия общества древних людей, согласимся, значительно отличается от опыта людей современных. Далее, обратим внимание на текущее общество и текущие в нем процессы. В «новой» России с 1991-го года общественные отношения стали капиталистическими. Притом капитализм давно вошел в стадию своего разложения – в свою монополистическую стадию. Как эти условия повлияли на людей и какой опыт им приносят сегодня?

Я готов сейчас выделить несколько важных, на мой взгляд, тенденций, которые и приводят людей иногда в состояние крайнего общественно уныния/пессимизма.

Итак:

1) Опыт «атомизации общества». Капиталистические общественные отношения – это, кроме прочего, отношения жесточайшей конкуренции. Отношения, в которых окружающее общество выступает как враг индивида. Эта главная материальная предпосылка, которая обуславливает в людях ощущение одиночества и отделенности от коллектива, в котором они живут. Действительно, когда, например, люди поставлены в условия, в которых практически вынуждены драться за выживание, сложно ощущать единство с окружающими. Это само по себе содержит некоторое противоречие, ведь люди – это общественные существа. Однако, капиталистическим кругам, находящимся у власти, крайне выгодно такое положение. Разделенное, если угодно «атомизированное» общество рабочих – это условно безопасное общество для класса капиталистов. Это положение дел находит отражение в буржуазных общественных вульгарных «теориях» о социальном отборе, о жестокой смертельной конкуренции отдельных лиц, о перенаселении и «лишних» людях и в прочих человеконенавистнических «трудах».

2) Опыт «общественного бессилия». Второе, впрочем, логически вытекает из первого. Отсутствие объединения заведомо означает проигрыш в борьбе. Верно на этот счет говорит народная мудрость: «Один в поле не воин». В условиях же, когда объединение рабочего класса всячески саботируется правящим классом и всячески усложняется, неудивительно, что некоторые не слишком сознательные рабочие приходят к выводам об общественном бессилии, о невозможности изменения жизни и общества. Этот опыт получается ими в ходе самой естественной общественной жизни. Все препятствия созданы сегодня для рабочего человека, все капиталистические силы ограждают его от достойного образования, от медицины, культуры, даже и от простого достойного питания. И все силы капитализма препятствуют борьбе рабочих. В таком случае «одиночки» рабочего класса приходят и к выводам общественного бессилия, на самом же деле, они лишь по незнанию проецируют свой собственный опыт отдельного человека на все общество и совершают ошибку. Едва ли, конечно, личный опыт отдельного человека полностью отражает общественные возможности и невозможности.

3)Опыт «идейного вакуума». За последние 30 лет в России проведена работа по фактической декоммунизации идеологии. Рабочий класс без идеологии коммунизма теряет ориентиры. В классе образуется идейный вакуум. Он более не знает на что ему ориентироваться, как описывать окружающий мир и что, собственно, делать для достижения своих интересов. В этих условиях рабочему классу остается только заполнить вакуум тем, что есть в распоряжении, то есть буржуазной идеологией. Буржуазная идеология же, наоборот враждебна рабочему классу, ведь она отстаивает коренные интересы буржуазии, которые, между прочим, заключаются в неограниченной эксплуатации труда. Отсюда возникают идеи невозможности коммунизма, его «утопичности», «жестокости» и т.д. Фактически такие слова рабочих – есть просто пустое повторение за буржуазной, враждебной и вульгарной мыслью.

Итак, у человека, не понимающего общественные законы, а просто наблюдающего за хиреющей жизнью вокруг себя, действительно может сложиться впечатление законченной безысходности и смирения. Но, конечно, общее положение дел нисколько не исчерпывается описанными тенденциями в капиталистическом обществе. Приведенные мной тенденции – это скорее тенденции обусловленные отмиранием, гниением капитализма. Есть, однако еще и тенденции, обусловленные другим процессом. Процессом нарождения новых более совершенных общественных отношений внутри капитализма.

Итак, во-первых, это все более усиливающийся коллективизм трудящихся. Начнем с того, что человек вообще всегда – это общественный человек. Мы и становимся людьми только потому, что формируемся в обществе себе подобных и становимся столько же сложными и комплексными. Если человека в детстве оторвать от общества и воспитать в окружении зверей, то мы получим так называемых «маугли», физиологических людей, лишенных способности говорить и проявлять высоту когнитивных функций. Само по себе это демонстрирует, что люди по определению коллективны и никакое искусственное разделение не сможет их до конца «атомизировать». Трудящиеся в условиях все более ухудшающейся жизни, в условиях гниения общества и общего кризиса неизбежно начинают тянуться друг к другу. Действительно, все более и более теперь мы наблюдаем как рабочие выступают именно коллективами за свои интересы. Это совершенно другая тенденция, говорящая об очень многом, однако политические пессимисты и низведенные на дно рабочие пока неохотно обращают на нее внимание, последнее, конечно, временно.

Во-вторых, опыт бессилия, постепенно сменяется опытом побед коллективов и опытом силы коллективного действия. Это выражается сейчас в первую очередь, конечно, в успешной экономической борьбе рабочего класса, в побеждающих забастовках и в удовлетворении требований рабочих. Этот опыт будет формировать совершенно другой поход к трудностям, отнюдь не смирение. Люди, проходящие через такую борьбу, едва ли будут впадать в вялое уныние.

В-третьих, по всему миру усиливается коммунистическое движение. Это вызвано и текущей ничтожностью, бессилием буржуазной науки, и интересом трудящихся к идеям коммунистов, которые отвечают на острые вопросы современности.

Итак, мы видим, как борются сейчас в обществе тенденции двух различных характеров. С одной стороны загнивание общества порождает уныние и отчаяние в сердцах наиболее слабых и низведенных, с другой стороны, созревание новых общественных отношений порождает желание бороться и преодолевать трудности, идти к лучшей жизни. Исторический опыт и общая логика подсказывают нам, что, конечно, желание бороться победит, пусть не сразу, пусть общественные процессы имеют некоторую инертность, но победа неизбежна.

Стоит выделить в заключении ту работу, которая теперь предстоит коммунистам. В первую очередь в задачи коммунистов входит создание/усиление профессиональной партии, которая сможет направить энергию рабочих в единственно верное русло, которая сможет организовать многомилионные массы трудящихся на борьбу, которая сможет отстоять идеологическую линию, сможет победить уныние в сердцах пока достаточно заметной части рабочих. Мне видится, что таково теперь главное звено в цепи борьбы за лучшее будущее.

Латов

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://mlpb.ru/o-tom-chto-my-na-samom-dele-mozhem/

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.